Инкотермс-2019 для начинающих

02.09.2019

В развитии практически любого бизнеса в сфере продаж товаров наступает этап, когда необходимо ввезти (импортировать) или вывезти (экспортировать) определенный груз.

Например, возникла потребность в оптовой поставке из Китая.

Поставщик найден, он предлагает цену, после которой идет определенная аббревиатура: usd 1050 EXW. Это - условия, на которых продавец предлагает отгрузить товар. Для облегчения международной торговли был разработан набор из нескольких стандартных условий поставки, который получил название Инкотермс (Incoterms).

Инкотермс определяет: порядок распределения обязанностей между продавцом и покупателем на всех этапах транспортировки, момент перехода ответственности за товар, а также условия, когда обязательства продавца считаются выполненными.

Правила впервые опубликованы в 1936 году Международной торговой палатой (International Chamber of Commerce - ICC). За последние 40 лет ICC руководствуется принципом обновления "Инкотермс" раз в 10 лет. 

 

Какую версию Инкотермс можно считать самой последней и актуальной на конец 2019 года?

 

До 31 декабря 2019 года включительно по правилам ICC применяется "Инкотермс-2010". Убедиться в этом можно на официальном сайте издателя Инкотермс.

 

В версии 2000 года Инкотермс включал 13 различных условий отгрузки товара, затем через 10 лет в 2010 году часть правил была упразднена и пересмотрена. Из действующих сегодня 11 вариаций обязанностей рассмотрим 9 наиболее часто интересующих участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В самом конце приведём таблицу сравнения условий поставок Инкотермс отдельно по затратам и отдельно по рискам.

 

1. EXW - поставка осуществляется на заводе или складе отправителя. При этом все обязанности по транспортировке, включая экспортное таможенное оформление, ложатся на покупателя. Продавец не обязан осуществлять погрузку в транспортное средство (хотя иногда делает это, выражая лояльность к покупателю).

Самой частой проблемой неопытного покупателя, заключившего контракт на условиях ExWorks, является неготовность буквально понимать название правила, то есть: самостоятельно забирай от места производства товара. Это означает, что по контракту, продавец не должен оказывать абсолютно никакого содействия в погрузке, кроме как показать, где лежит товар. Он не обязан выделять свою технику или персонал, а в особо тяжёлых случаях груз может быть даже не упакован надлежащим образом для длительной международной перевозки.

Условие поставки ExWorks подходит для опытных покупателей, либо для совместной работы с надёжной транспортно-логистической компанией.

УЧЕБНЫЙ КЕЙС ПО ЛОГИСТИКЕ

Типичный грустный сценарий покупки товара

на условиях EXW неопытным покупателем

  • Покупатель: Максимально "дожал" продавца по скидке и заключил контракт покупки товара на условиях EXWorks по очень выгодной цене. Заключил самостоятельный договор услуг с авто-перевозчиком на предоставление тентованной фуры к заводу продавца, при этом получив максимальную скидку на перевозку с перспективой регулярных заказов.

  • Продавец: Не проявляет дополнительной лояльности к клиенту, т.к. предоставил скидку и строго следует условиям ExWorks. Разрешил заезд фуры на территорию завода. Приглашает водителя на склад показать, где лежит товар.

  • Перевозчик: Не знает об условиях контракта клиента, не разбирается в ВЭД и не работает на опережение проблем, т.к. работает по максимально сниженной цене, думая о перспективах больших объемов отгрузок. Водитель связывается с руководством своей автотранспортной компании и сообщает, что погрузка не осуществляется. Диспетчер передает эту информацию клиенту.

  • Покупатель: Делает международный звонок на завод и на ломаном английском пытается выяснить, почему не отдают перевозчику товар.

  • Продавец: Отвечает покупателю, что никак не препятствует перевозчику забирать товар и высылает в доказательство фотографию стоящей на территории завода фуры.

Далее следуют длительные международные звонки и разбирательства, во время которых кончается бесплатное ожидание погрузки и начинается почасовая плата, после чего завод закрывается, фура уезжает не погруженная. Клиент получает счёт от перевозчика за простой, от завода - за нарушение правил получения груза со склада, от конечного покупателя - за нарушение сроков поставки товара.​

Иногда на этом этапе клиент принимает правильное решение - обратиться в транспортно-логистическую компанию Delogis, предоставляющую все услуги в зависимости от условий контракта и имеющую богатый опыт международного общения на английском языке со спец.терминами. А порой клиент продолжает терпеть серьезные убытки и приводит бизнес к банкротству.

2. FCA - товар должен быть передан перевозчику в согласованном пункте (как правило, завод или склад продавца), но, в отличие от EXW, продавец должен организовать экспортное таможенное оформление, упаковать и погрузить товар в транспортное средство.

Разница в цене между EXW и FCA зачастую бывает несущественной, иногда около 100 долларов. Следует понимать, что в случае первой отгрузки незнакомый продавец может оказаться настолько принципиальным, что сэкономив 100 долларов на условиях EXW, Вы заплатите намного больше для вызова бригады погрузки, упаковки и оформления экспортных документов.

Условие поставки FCA рекомендуется новичкам рынка для первых сделок с непроверенным поставщиком.

 

3. FOB - условия применимые только к морскому транспорту. Продавец обязан доставить товар в порт и оплатить погрузку на судно, которое нанимает покупатель. Ответственность за товар переходит в момент пересечения поручней судна.

Возможны конфликтные ситуации между продавцом и агентом в порту погрузки, который привязан к морскому перевозчику, выбранному покупателем. Например, в связи с размерами сборов в порту погрузки.

Для перевозки в морских контейнерах отдельно следует понимать, что если морская линия, которую выбрал покупатель, не предоставляет контейнеры по причине отсутствия в стоке, - это ответственность покупателя. Продавец не будет проявлять инициативу в ускорении предоставления порожних контейнеров под погрузку. Таким образом, не имея заблаговременного бронирования тары, а также длительного опыта общения с линией, отличного знания работы стоков определенного региона, продавец может столкнуться с получением серьезных штрафов как от продавца, так и от своего конечного покупателя.

Условие поставки FOB не рекомендуется совмещать с самостоятельной организацией перевозки без привлечения надежной логистической компании.

 

4,5,6. CFR - условия также применимые только к морскому транспорту. Здесь продавец за свой счет доставляет товар до согласованного порта назначения, т.е. оплачивает морской фрахт (а при условиях CIF еще и страховку на период морской перевозки). Однако его ответственность заканчивается после погрузки товара на судно в порту отправления. 

CPT - примерно то же самое, но применимо для любого вида транспорта, а не только морского.

Эти условия в нашем списке находятся в одной группе, т.к. под видимостью удобства их объединяют скрытые подводные камни. Зачастую новичок рассчитывает, что из расходов останется только импортное растаможивание и доставка на свой склад. Однако это не так. Правила группы "С" обязывают нанимать перевозчика, но не обязывают отвечать за его качество, а уж тем более за комплекс включенных услуг. Почти всегда контракты на условиях CFR приводят клиента к огромным непредвиденным тратам в связи со следующими обстоятельствами:

- из-за стремления продавца максимально снизить расходы на перевозку, выбран самый некачественный или самый длительный способ перевозки;

- не включены локальные сборы в порту выгрузки;
- груз попадет на терминал с коротким бесплатным периодом хранения, после чего начинается дорогостоящая посуточная плата; 
- не согласован увеличенный бесплатный период по использованию контейнеров.

Условия поставки CFR, CIF, CPT не рекомендуются всем участникам ВЭД, потому что не дают возможности заранее узнать конечную себестоимость, имеют неконтролируемые риски.

 

7,8. DAT и DAP - при этих условиях поставщик обязан организовать перевозку до пункта или до таможенного терминала назначения соответственно. Причем он будет нести ответственность за товар до момента окончания перевозки.

Из недостатков этих условий следует отметить то, что ставку по контракту продавец даёт заблаговременно, поэтому стоимость перевозки закладывает с огромной наценкой на возможное повышение цен перевозчика. Затем основные неприятности могут быть по причине плохого контакта между нанятым продавцом перевозчиком и покупателем, т.к. покупатель для перевозчика не является клиентом, следовательно сервиса и должных уведомлений ожидать не приходится. Прибытие автомобиля на таможенный пост может стать полной неожиданностью (а может даже приехать не на тот таможенный пост, который нужен).

Условия поставки DAT и DAP не рекомендуются новичкам по причине сложности стыковки с выбранным перевозчиком продавца и полным отсутствием рычагов воздействия на него.

 

9. DDP - здесь, помимо доставки товара, продавец еще и организует таможенное оформление с уплатой ввозных таможенных платежей. Эти условия редко используются при импорте в Россию, в связи с особенностями таможенного и налогового законодательства.

При ввозе товара в Россию уплаченный НДС можно предъявить к вычету, если Вы - импортёр-резидент России. Но т.к. зарубежный продавец не является резидентом России, то НДС он сам не оплатит (за него это сделает нанятый таможенный брокер) и к вычету НДС не предъявит, что автоматически приводит к бессмысленному удорожанию товара сразу на 20%. 

Аналогом этих условий является поставка товара продавцом на свое российское представительство и дальнейшая перепродажа товара. Эта сделка не имеет никакого отношения к Инкотермс и должна рассматриваться как внутрироссийская.

Условие поставки DDP не рекомендуется всем участникам ВЭД ввиду необоснованного увеличения стоимости товара из-за невозможности предъявить НДС к вычету.

 

Из перечисленных условий наиболее часто используются: при отправках из Китая - FOB; при отправках из Европы - EXW и FCA.

Риск и оплата не всегда одинаковы для Инкотермс. До подписания контракта с продавцом, обязательно проконсультируйтесь у транспортно-логистической компании Делоджис о возможных нюансах и расходах. Перейти в раздел Контакты

 

 

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Темы

© by Delogis Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт delogis.ru обязательна.